Все материалы, размещенные на сайте, созданы либо размещены и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено!

Тема 1.1 Сущность и характерные черты современного менеджмента, история его развития

Раздел 1. Основы менеджмента
Тема 1.1 Сущность и характерные черты современного менеджмента,
история его развития

 
Возникнув в конце 19 века, менеджмент приобрел особую популярность в 30-е годы 20 века. Уже в то время деятельность по управлению бизнесом выделилась в особую профессию, а область знаний в самостоятельную дисциплину. Термин «менеджмент» появился в США и достаточно быстро вошел в словарный обиход во всем мире. Этот термин многие полностью отождествляют с понятие «управление». Однако понятие «управление» более широкое. Управление – это человеческая деятельность, являющаяся неотъемлемым элементом большинства видов труда (примеры: управление автомобилем, управление кораблем, лидер политической партии или общественного движения). Термин «Менеджмент» применяется только к хозяйственной сфере, к бизнесу, к управлению в условиях рынка, т.е. менеджмент – это управление организацией, хозяйствующей в условиях рынка.
В основе термина «менеджмент» (management) лежит английский глагол «to manage», который примерно означает «объезжать лошадей» или «управлять», и происходит от латинского «manus»-рука. Отсюда термин «менеджмент» буквально означает «руководство», а в экономике «руководство людьми/бизнесом». Менеджмент, как разновидность управления, является одним из видов человеческой деятельности.

В современной теории и практике под менеджментом понимается процесс руководства (управления) группами, коллективами, бизнесом.
Известно более 200 определений менеджмента.
  • Менеджмент – совокупность принципов, методов, средств и форм управления, направленная на рациональное использование всех ресурсов организации для достижения поставленных целей.
  • Менеджмент - профессионально осуществляемое управление в условиях рыночных отношений в любой отрасли и в любой сфере деятельности, направленное на получение положительного результата при рациональном использовании всех видов ресурсов.
  • Для менеджмента важен не только бизнес, но и люди в нем, поэтому менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей
Сущность менеджмента можно рассматривать с разных точек зрения:
  1. Искусство (практика) выполнения работ по управлению, применение накопленного опыта
  2. Наука (область человеческих знаний) – изучение специфических проблем и подходов к их решению
  3. Функция (вид деятельности) – выполнение ряда управленческих действий
  4. Процесс – объединение всех видов управленческих действий (функций) в единую взаимосвязанную цепочку (процесс)
  5. Люди, управляющие организацией – специально подготовленные специалисты в области управления - менеджеры
  6. Аппарат управления – специфический орган управления организацией
Основные истоки менеджмента как практической деятельности неразрывно связаны с развитием экономики и уходят вглубь веков, но возникновение науки менеджмента обычно связывают с зарождением капитализма, когда стало ясно, что производством надо управлять, чтобы оно стало эффективным.
Отправной точкой развития науки менеджмент считают 1866 год. В этом году американский бизнесмен Г. Таун выступил с докладом «Инженер как экономист», где он говорил о необходимости менеджмента как профессиональной деятельности и научной дисциплины.
Наука об управлении постоянно развивается, создаются новые направления, течения, школы. Этот процесс непрерывен, т.к. меняются цели, стратегии, накапливается опыт.
В истории менеджмента принято различать четыре основных подхода:
  1. Научные школы (конец 19 в. – по настоящее время ):
    1. Школа научного управления (1885-1920гг) – создана Фредериком Уинслоу Тейлором, американским инженером. Суть подхода – «Управление должно иметь свои законы, научные методы, формулы, принципы. Оно должно быть основано на измерениях, рационализации, систематическом учете»
    2. Классическая (административная) школа управления (1920-1950гг) – основана французским горным инженером Анри Файолем. Главная идея подхода – рациональное построение организации как иерархической структуры. Файоль определил основные функции и принципы управления.
    3. Школа «человеческих отношений» (1930-1950гг) – представители этой школы считали, что основной акцент в менеджменте должен быть смещен на человека и человеческие отношения. Особая заслуга в создании этой школы принадлежит психологам Мери Паркер Фоллет, Элтону Мейо и Абрахаму Маслоу
    4. Школа поведенческих наук (1950г - настоящее время) – продолжает традиции школы «человеческих отношений», ее идеи легли в раздел менеджмента «управление персоналом». Суть подхода – управлять человеком можно используя различные стимулы. Известные представители этой школы - Дуглас МакГрегор, Питер Друкер, Карнеги
    5. Школа количественных методов (1950гг- настоящее время) – возникла в результате бурного развития точных наук, создавших благоприятную среду для использования в менеджменте достижений в области компьютеризации, математики, физики и др. точных наук, которые позволяют разрабатывать модели процесса управления. Представители школы – Норберт Винер (основатель кибернетики и теории научного интеллекта), Леонид Витальевич Канторович (советский математик и экономист, автор линейного программирования), Джей Форрестер(моделирование реального производственного процесса)
  2. Процессный подход – основу подхода заложил А.Файоль. Согласно его теории управление – это непрерывная цепь функций управления: планирование, организация, мотивация и контроль, - которые взаимосвязаны между собой. Т.е. управление – это непрерывный циклический процесс функций планирования, организации, мотивации и контроля, объединенных между собой связующими процессами принятия решений и коммуникации.
  3. Системный подход – в его основе лежит понятие «система» - комплекс взаимосвязанных элементов (подсистем), каждый из которых вносит свой вклад в характеристику целого. Суть системного подхода – менеджеры должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов (люди, структура, задачи, технология), которые ориентированы на достижение различных целей под влиянием внешней среды.
  4. Ситуационный подход – основой этого подхода является понятие «ситуация» - совокупность определенных обстоятельств. Суть ситуационного подхода – менеджер должен выбирать конкретный прием, метод, стиль управления исходя из реально сложившейся ситуации.
Цели менеджмента:
  1. Повышение прибыльности организации
  2. Повышение эффективности организации
  3. Удовлетворение потребностей рынка
  4. Решение социальных вопросов

Задачи менеджмента:
  1. Организация производства конкурентоспособных товаров
  2. Совершенствование производственного процесса
  3. Внедрение новейших наукоемких технологий
  4. Повышение качества товаров и услуг
  5. Снижение затрат на производство

Принципы современного менеджмента с точки зрения требований «Системы международных стандартов качества продукции (услуг)» (ИСО9001):
  1. Ориентация на потребителя
  2. Лидерство руководителя
  3. Вовлечение сотрудников в управление
  4. Корпоративный дух
  5. Процессный подход
  6. Системный подход
  7. Постоянное улучшение
  8. Принятие решений, основанное на фактах
  9. Взаимовыгодные отношения с поставщиками

Субъект менеджмента – человек (менеджер) или группа людей (аппарат управления) , осуществляющие управленческие воздействия для реализации целей и задач организации.

Объект менеджмента – все то (те), на что (кого) направлены управленческие воздействия субъекта менеджмента для реализации целей и задач организации.

Субъектом менеджмента могут быть только люди, а объектом – не только люди, но и информация, технология, финансы, материальные ресурсы, т.е. множество факторов и элементов, оказывающих влияние на организацию

Результаты – это то, ради чего взаимодействуют субъект и объект менеджмента, выражаются в измеримых показателях (прибыль, рентабельность, доходы, объем производства, производительность труда и т.п.)

На дом: законспектировать вопрос «Научные школы менеджмента и их представители» 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий