Раздел 1. Основы менеджмента
Тема 1.1 Сущность и характерные
черты современного менеджмента,
история его развития
Возникнув
в конце 19 века, менеджмент приобрел
особую популярность в 30-е годы 20 века.
Уже в то время деятельность по управлению
бизнесом выделилась в особую профессию,
а область знаний в самостоятельную
дисциплину. Термин «менеджмент»
появился в США и достаточно быстро вошел
в словарный обиход во всем мире. Этот
термин многие полностью отождествляют
с понятие «управление». Однако понятие
«управление» более широкое. Управление
– это человеческая деятельность,
являющаяся неотъемлемым элементом
большинства видов труда (примеры:
управление автомобилем, управление
кораблем, лидер политической партии
или общественного движения).
Термин «Менеджмент» применяется только
к хозяйственной сфере, к бизнесу, к
управлению в условиях рынка, т.е.
менеджмент
– это
управление организацией, хозяйствующей
в условиях рынка.
В
основе термина «менеджмент» (management)
лежит английский глагол «to
manage»,
который примерно означает «объезжать
лошадей» или «управлять», и происходит
от латинского «manus»-рука.
Отсюда термин «менеджмент» буквально
означает «руководство», а в экономике
«руководство людьми/бизнесом». Менеджмент,
как разновидность управления, является
одним из видов человеческой
деятельности.
В
современной теории и практике под
менеджментом понимается процесс
руководства (управления) группами,
коллективами, бизнесом.
Известно
более 200
определений менеджмента.
- Менеджмент – совокупность принципов, методов, средств и форм управления, направленная на рациональное использование всех ресурсов организации для достижения поставленных целей.
- Менеджмент - профессионально осуществляемое управление в условиях рыночных отношений в любой отрасли и в любой сфере деятельности, направленное на получение положительного результата при рациональном использовании всех видов ресурсов.
- Для менеджмента важен не только бизнес, но и люди в нем, поэтому менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей
Сущность
менеджмента
можно рассматривать с разных точек
зрения:
- Искусство (практика) выполнения работ по управлению, применение накопленного опыта
- Наука (область человеческих знаний) – изучение специфических проблем и подходов к их решению
- Функция (вид деятельности) – выполнение ряда управленческих действий
- Процесс – объединение всех видов управленческих действий (функций) в единую взаимосвязанную цепочку (процесс)
- Люди, управляющие организацией – специально подготовленные специалисты в области управления - менеджеры
- Аппарат управления – специфический орган управления организацией
Основные
истоки менеджмента как практической
деятельности неразрывно связаны с
развитием экономики и уходят вглубь
веков, но возникновение
науки менеджмента
обычно связывают с зарождением
капитализма,
когда стало ясно, что производством
надо управлять, чтобы оно стало
эффективным.
Отправной
точкой развития науки менеджмент считают
1866 год.
В этом году американский бизнесмен
Г. Таун
выступил с докладом «Инженер как
экономист», где он говорил о необходимости
менеджмента как профессиональной
деятельности и научной дисциплины.
Наука
об управлении постоянно развивается,
создаются новые направления, течения,
школы. Этот процесс непрерывен, т.к.
меняются цели, стратегии, накапливается
опыт.
В
истории менеджмента принято различать
четыре основных подхода:
- Научные школы (конец 19 в. – по настоящее время ):
- Школа научного управления (1885-1920гг) – создана Фредериком Уинслоу Тейлором, американским инженером. Суть подхода – «Управление должно иметь свои законы, научные методы, формулы, принципы. Оно должно быть основано на измерениях, рационализации, систематическом учете»
- Классическая (административная) школа управления (1920-1950гг) – основана французским горным инженером Анри Файолем. Главная идея подхода – рациональное построение организации как иерархической структуры. Файоль определил основные функции и принципы управления.
- Школа «человеческих отношений» (1930-1950гг) – представители этой школы считали, что основной акцент в менеджменте должен быть смещен на человека и человеческие отношения. Особая заслуга в создании этой школы принадлежит психологам Мери Паркер Фоллет, Элтону Мейо и Абрахаму Маслоу
- Школа поведенческих наук (1950г - настоящее время) – продолжает традиции школы «человеческих отношений», ее идеи легли в раздел менеджмента «управление персоналом». Суть подхода – управлять человеком можно используя различные стимулы. Известные представители этой школы - Дуглас МакГрегор, Питер Друкер, Карнеги
- Школа количественных методов (1950гг- настоящее время) – возникла в результате бурного развития точных наук, создавших благоприятную среду для использования в менеджменте достижений в области компьютеризации, математики, физики и др. точных наук, которые позволяют разрабатывать модели процесса управления. Представители школы – Норберт Винер (основатель кибернетики и теории научного интеллекта), Леонид Витальевич Канторович (советский математик и экономист, автор линейного программирования), Джей Форрестер(моделирование реального производственного процесса)
- Процессный подход – основу подхода заложил А.Файоль. Согласно его теории управление – это непрерывная цепь функций управления: планирование, организация, мотивация и контроль, - которые взаимосвязаны между собой. Т.е. управление – это непрерывный циклический процесс функций планирования, организации, мотивации и контроля, объединенных между собой связующими процессами принятия решений и коммуникации.
- Системный подход – в его основе лежит понятие «система» - комплекс взаимосвязанных элементов (подсистем), каждый из которых вносит свой вклад в характеристику целого. Суть системного подхода – менеджеры должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов (люди, структура, задачи, технология), которые ориентированы на достижение различных целей под влиянием внешней среды.
- Ситуационный подход – основой этого подхода является понятие «ситуация» - совокупность определенных обстоятельств. Суть ситуационного подхода – менеджер должен выбирать конкретный прием, метод, стиль управления исходя из реально сложившейся ситуации.
Цели
менеджмента:
- Повышение прибыльности организации
- Повышение эффективности организации
- Удовлетворение потребностей рынка
- Решение социальных вопросов
Задачи
менеджмента:
- Организация производства конкурентоспособных товаров
- Совершенствование производственного процесса
- Внедрение новейших наукоемких технологий
- Повышение качества товаров и услуг
- Снижение затрат на производство
Принципы
современного менеджмента с точки зрения
требований «Системы международных
стандартов качества продукции (услуг)»
(ИСО9001):
- Ориентация на потребителя
- Лидерство руководителя
- Вовлечение сотрудников в управление
- Корпоративный дух
- Процессный подход
- Системный подход
- Постоянное улучшение
- Принятие решений, основанное на фактах
- Взаимовыгодные отношения с поставщиками
Субъект
менеджмента – человек
(менеджер) или группа людей (аппарат
управления) , осуществляющие управленческие
воздействия для реализации целей и
задач организации.
Объект
менеджмента – все
то (те), на что (кого) направлены
управленческие воздействия субъекта
менеджмента для реализации целей и
задач организации.
Субъектом
менеджмента могут быть только люди,
а объектом
– не только люди,
но и информация, технология, финансы,
материальные ресурсы, т.е. множество
факторов и
элементов, оказывающих влияние на
организацию
Результаты
– это то,
ради чего взаимодействуют субъект и
объект менеджмента, выражаются в
измеримых показателях (прибыль,
рентабельность, доходы, объем производства,
производительность труда и т.п.)
На
дом: законспектировать
вопрос «Научные школы менеджмента и их
представители»
Комментариев нет:
Отправить комментарий