Все материалы, размещенные на сайте, созданы либо размещены и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено!

среда, 20 апреля 2016 г.

Модуль "Экологический мониторинг"

Модуль урока по теме «Экологический мониторинг»
Предмет: «Экология»

 Интегрирующая цель. Овладев содержанием данного модуля, вы будете знать основные методы и объекты экологического мониторинга, организации, осуществляющие экологический мониторинг; будете уметь анализировать взаимосвязь показателей мониторинга, причины проявления определенных признаков загрязнения окружающей среды.

УЭ-1. Входной контроль
Ц е л ь. Определить исходный уровень знаний по теме «Охрана и рациональное использование ресурсов атмосферы, гидросферы, почв и недр, флоры и фауны».
Выполните упражнения (работайте в папках по Экологическим основам природопользования). Примерное время выполнения – 25 минут.
1. Назовите основные источники загрязнений почв и недр. Почему накопление в почве химических веществ опасно для человека? (4 б)
2. Как вы оцениваете качество вашей питьевой воды? Назовите основные загрязнители воды. Что можно сделать для улучшения ее качества? Предложите возможные пути решения проблемы качества питьевой воды. (5 б)
3.  С какой целью организуются заповедники и охраняемые территории? Назовите известные вам биосферные заповедники. Какие животные и растения РФ занесены в Красную книгу? (5б)
  
УЭ-2. Новая тема.
Ц е л ь: Самостоятельно получить знания о сущности и методах экологического мониторинга; закрепить полученные знания.

Последовательность действий
1) Запишите в рабочей тетради дату и тему урока.
2) Внимательно прочитайте текст.

                                                                                      
                                                                                           







При проведении экологического мониторинга моделирование используется в комплексе с системным анализом, что позволяет с большей точностью делать экспертные оценки о состоянии окружающей среды.

Рассмотрим устойчивость растений – биоиндикаторов к воздействию химических загрязнителей окружающей среды:
      Но не только растения или древесные породы могут нести информацию о загрязнениях окружающей среды. Также окраска пигментов растений и цветов может изменяться под влиянием условий среды: низкие температуры, недостаток элементов питания, избыток одного из них, изменение рН среды и клеточного сока, стрессы.  Флавоноиды – кислородсодержащие красящие вещества- в норме обеспечивают разнообразную гамму окрасок цветков (от фиолетового, розового – лилового до алого и даже оттенков слоновой кости), но под влиянием металлов, кислот и других загрязнителей могут значительно изменять окраску. Это явление можно наблюдать в районах усиленного движения автотранспорта, промышленных районах.
      Такой информативный признак как изменение цвета флавоноидных пигментов применяется в исследовании уровня загрязнений недостаточно часто. Тем не менее, весь комплекс экологических факторов (температура, кислотность среды, загрязнение почв и воздуха) сказывается на биосинтезе пигментов и этот биоиндикатор может оказаться наиболее показательным.
      Яркая окраска цветов и плодов имеет большое значение: способствует опылению, распространению птицами. Флавоноидные пигменты выполняют также защитную роль, повышая сопротивляемость растений болезням, устойчивость к неблагоприятным факторам среды. Было замечено, что фенольные пигменты могут менять свою окраску в комплексе с металлами. Так, обычным цветом антоцианов является пурпурно-красный, но в соединениях с Mg, Fe, Al их цвет в лепестках венчиков цветов меняется на голубой. При комплексе с молибденом возникает фиолетовая окраска, с железом- синяя, с медью –белая. Каротиноиды устойчивы к щелочам и чувствительны к кислотам, флавоноиды реагируют на те и другие. В опытах вытяжка пигментов из розовых высушенных лепестков розы давала с разными реагентами следующие окраски: с H2SO4 – яркий карминно-малиновый цвет, с NH3 – зелёно-синий, с FeCl3 – серо-чёрный, с PbNO3 – грязно-фиолетовый. А CuSo4 не вызвал изменения цвета. Водная вытяжка бетацианина  красной столовой свеклы давала с серной кислотой усиление окраски до карминной, с аммиаком наблюдалось синее окрашивание.
      В природной обстановке при загрязнении среды видны изменения цвета всего растения или отдельных его частей, а чаще – точечные изменения цвета на листьях, плодах и лепестках. Это – локальные реакции, вызванные как влиянием локальных загрязнителей (кислые осадки, выбросы автотранспорта, локальные загрязнения тяжёлыми металлами), так и уксусами насекомых при проедании ими ходов в тканях листьев и плодов.
      Таким образом, исследование изменений цвета флавоноидных пигментов растений под влиянием рН среды, солей тяжелых металлов может применяться как очень наглядный признак, показывающий уровень загрязнений атмосферного воздуха, почв как в отдельных районах, так и в более крупных масштабах.
       Объектами мониторинга кроме растений могут быть лишайники, простейшие водные животные (рачки дафнии), насекомые (ручейники, веснянки). Все они также проявляют высокую чувствительность к загрязнителям окружающей среды и пригодны для многолетних исследований.

Экологический мониторинг осуществляется различными организациями:



Министерство природных ресурсов (МПР) – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный реализовывать государственную политику в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Согласно Положению о Министерстве природных ресурсов, утвержденному 25 сентября 2000 г., перечень функций данной организации включает в себя осуществление государственного мониторинга состояния недр, водных объектов, лесов, животного и растительного мира, определение порядка его ведения, а также координацию деятельности по созданию и обеспечению функционирования комплексной системы мониторинга состояния окружающей природной среды. На сайте Министерства опубликованы официальные документы, регулирующие деятельность в области обеспечения экологического мониторинга, среди которых особое внимание заслуживает Экологическая доктрина и Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды РФ (1997-2000 гг.).


Государственная служба охраны окружающей среды (Росэкология) находится в подчинении Министерства природных ресурсов РФ (руководителем Росэкологии является заместитель Министра природных ресурсов РФ). Деятельность данной организации включает в себя осуществление оценки и прогнозирования состояния окружающей среды, а также предоставление соответствующей информации органам государственной власти и местного самоуправления, заинтересованным организациям и населению. Росэкология содействует формированию фонда государственных информационных ресурсов, включающих в себя данные о состоянии окружающей среды, участвует в подготовке ежегодного доклада о состоянии и охране окружающей среды, осуществляет координацию деятельности по созданию и обеспечению государственного экологического мониторинга.
  

Всемирная метеорологическая организация (ВМО) – межправительственная организация, являющаяся специализированным учреждением ООН, в состав которой входит 185 государств. Деятельность ВМО включает в себя проведение научных исследований, направленных на изучение атмосферы Земли и изменений климата, а также обмен метеорологическими данными между соответствующими службами стран-членов. Всемирная метеорологическая организация осуществляет работу, способствующую международной кооперации по вопросу создания сетей станций для проведения метеорологических, гидрологических и связанных с ними геофизических наблюдений; совершенствованию системы обмена метеорологической информацией; стандартизации метеорологических наблюдений, а также публикации статистических данных. Россию в ВМО представляет Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). На сайте представлены основные документы организации, список мероприятий, в которых планируется участие ВМО, каталог публикаций ВМО, а также ссылки на национальные метеорологические и гидрологические службы.

Европейское агентство по охране окружающей среды (ЕАООС), учрежденное Советом Европейского союза в 1990 г., осуществляет сбор и анализ информации о состоянии окружающей среды на Европейском континенте (штаб-квартира находится в Копенгагене), которую должны предоставлять страны, входящие в состав Евросоюза, проводящие государственный экологический мониторинг на своих территориях. На основе полученных данных составляются общие и тематические отчеты, доклады о состоянии окружающей среды, которые впоследствии направляются в Еврокомиссию. На сайте Агентства публикуется информация о состоянии окружающей среды в странах Евросоюза, которая предоставляется непосредственно ЕАООС, партнерами из Европейской сети экологического наблюдения и информации (EIONET) и другими источниками на национальном и международном уровне. В свободном доступе находятся полные версии отчетов по состоянию окружающей среды европейских стран (с 1994 г.), переведенные на языки Евросоюза. На сайте можно также найти директивы Евросоюза в области охраны окружающей среды.

Агентство по охране окружающей среды, образовано в 1970 г. Представляет собой независимое федеральное ведомство, обеспечивающее и контролирующее выполнение законов, касающихся охраны окружающей среды. Также Агентство проводит исследования, разрабатывает стандарты в этой области; координирует и поддерживает усилия местных властей и властей штатов, частных лиц, общественных организаций и университетов. Кроме того, Агентство выступает от имени государства в судебных делах о загрязнении окружающей среды. Агентство имеет 10 региональных отделений и 17 лабораторий в США. На всех направлениях работы занято 18 тыс. человек.

3) В тетрадь коротко запишите конспект. Примерное время выполнения – 30 минут.

УЭ-3. Повторение и закрепление.
Ц е л ь: повторение и закрепление знаний по теме урока.
Последовательность действий
Выполните упражнения в папках по Экологическим основам природопользования
для закрепления полученных знаний.
Примерное время выполнения – 30 минут.

1. В чем заключается основные принципы системы мониторинга  за состоянием окружающей среды, что является объектами мониторинга? (5б)
2. Какие параметры используются для проведения экологического мониторинга? От чего зависит выбор того или иного параметра? (4б)
3. Какие организации занимаются наблюдениями в области загрязнений окружающей среды? В чем заключается деятельность каждой из них? (4б)
4. Как можно использовать изменение цвета флавоноидных пигментов для проведения исследования загрязненности определенной территории? Какие изменения в окраске листьев, цветов вы наблюдаете на территории вашего города, района? Какой вывод можно сделать на основании этих сведений? (5б)

УЭ-4. Подведение итогов урока
1. Прочитайте еще раз цели урока.
2. Удалось ли вам их достичь? В какой степени?
3. Что мешало и что помогало вашей успешной работе на уроке?
4. Посчитайте количество набранных вами баллов и поставьте себе оценку за урок.
5. Домашнее задание.
Примерное время выполнения – 5 минут.

Инструкция: Максимально возможное  количество баллов дается, если ответ дан полностью. Выставляемый балл может быть уменьшен, если ответ на вопрос дан не полностью. Максимально возможное  количество баллов по уроку: 32. За количество баллов от 9 до 16 (включительно) выставляется оценка 3 «удовлетворительно»; от 17 до 24  (включительно) – оценка 4 «хорошо»;от 25 до 32 баллов  – оценка 5 «отлично».


© Copyright: Наталия Кириллова, 2016
Свидетельство о публикации №216012200696


Комментариев нет:

Отправить комментарий