Все материалы, размещенные на сайте, созданы либо размещены и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено!

четверг, 16 ноября 2017 г.

Щелочные и щелочно-земельные металлы

Цель: выявить особенности химических свойств щелочных и щелочно-земельных металлов.

Вопросы входного контроля:
1. Какие из металлов главных подгрупп имеют наибольшее значение в современной технике? Охарактеризуйте их свойства и применение.
2. Какими общими химическими свойствами обладают все металлы главных подгрупп, почему?
3. На основании каких свойств составлен электрохимический ряд напряжений металлов? Почему ему дано такое название?

Общие сведения: В Периодической системе щелочные металлы следуют сразу за инертными газами, поэтому особенность строения атомов щелочных металлов заключается в том, что они содержат один электрон на внешнем энергетическом уровне: их электронная конфигурация ns1. Очевидно, что валентные электроны щелочных металлов могут быть легко удалены, потому что атому энергетически выгодно отдать электрон и приобрести конфигурацию инертного газа. Поэтому для всех щелочных металлов характерны восстановительные свойства. Все щелочные металлы активно реагируют с кислородом, образуя оксиды или пероксиды, отличаясь в этом друг от друга: Li превращается в Li2O, а другие щелочные металлы в смесь M2O2 и MO2, причем Rb и Cs при этом возгораются. Все щелочные металлы образуют с водородом солеподобные термически стабильные при высоких температурах гидриды состава M+H, являющиеся активными восстановителями; гидриды разлагаются водой с образованием щелочей и водорода и выделением теплоты, вызывающей воспламенение газа, причем скорость этой реакции у лития выше, чем у Na и K.

Оборудование и материалы: металлы: литий, натрий, калий, магний, кальций, барий, тигельные щипцы, газовая горелка, фарфоровые чашки, индикатор фенолфталеин.

Порядок выполнения работы: Откройте Виртуальную лабораторию химии. Выберите в меню раздел Свойства неорганических веществ.

Опыт 1. Горение щелочных и щелочно-земельных металлов.
Внимание: работу необходимо проводить в вытяжном шкафу.
Возьмите кусочек металла тигельными щипцами, внесите его в пламя газовой горелки и сильно нагрейте. Что вы наблюдаете?

Проделайте аналогичные опыты со всеми металлами.

Результаты реакций занесите в таблицу:


литий
натрий
калий
магний
кальций
барий
Результат нагревания металла







Опыт 2. Взаимодействие щелочных и щелочно-земельных металлов с водой.

Внимание: работу необходимо проводить в вытяжном шкафу.

В три фарфоровые чашки прилейте воду. Тигельными щипцами поместите в каждую соответственно по кусочку лития, натрия и калия. Наблюдайте результаты опытов.
Добавьте индикатор фенолфталеин в каждую фарфоровую чашку. Какой цвет приобрел индикатор?
Повторите эксперимент с магнием, кальцием и барием. Отметьте наблюдаемые явления.

Результаты реакций занесите в таблицу:


литий
натрий
калий
магний
кальций
барий
Реакция с водой






Изменение окраски индикатора







Вопросы итогового контроля:

1. С какими веществами могут взаимодействовать щелочные металлы? Приведите уравнения реакций.
2. Почему едкие щелочи необходимо хранить в хорошо закупоренной посуде? Во что они в противном случае могут превратиться?
3. Какие вещества получаются при взаимодействии натрия с а) хлором; б) сернистым газом; в) углекислым газом; г) сероводородом? Составьте уравнения происходящих реакций.



По окончании работы сформулируйте Вывод, основываясь на результатах проделанных опытов. Оформите отчет о проделанной работе.

1 комментарий: