Цель:
сформировать понятия приспособлений организмов к среде обитания, закрепить
изменения, выявить черты приспособленности к среде их обитания.
Вопросы
входного контроля:
1. Почему у видов животных, заботящихся о потомстве,
число потомков уменьшается? Приведите примеры.
2. В чем заключается относительный характер
приспособительных признаков у организмов? Приведите примеры, характерные для
растений и животных.
3. В чем сущность явления мимикрии?
Общие
сведения: Примеры приспособленности организмов:
1. Покровительственная
окраска – окраска у организмов, обитающих на открытых пространствах. Например:
белый медведь, тигр, зебра, змеи.
2. Маскировка – форма тела и
окраска сливаются с окружающими предметами. Например: морская игла, морской
конек, гусеницы некоторых бабочек, палочник.
3. Мимикрия –
подражание менее защищенного вида более защищенному. Например, муха-журчалка –
осе; некоторые змеи. Необходимо, однако, чтобы численность вида-подражателя
была значительно меньше численности модели. В противном случае мимикрия не
приносит пользы: у хищника не вырабатывается стойкого условного рефлекса на
форму или окраску, которой следует избегать.
4. Предупреждающая
окраска – яркая окраска и защита от поедания (жало, яд и др). например,
жук-коровка, жерлянка, тропические квакши.
5. Приспособление к
экстремальным условиям. Например, верблюжья колючка имеет длинный корень,
уходящий под землю на десятки метров и видоизмененные листья – колючки.
6. Коэволюция -
приспособления одних видов к другим. Например, насекомоопыляемые цветы.
Процесс эволюции и адаптации каждого вида не происходит в биологическом
вакууме, независимо от других форм. Напротив, часто одни виды оказывают
заметное влияние на эволюцию других. В результате этого возникают разнообразные
взаимозависимости между видами. Некоторые растения не могут выжить в тех
районах, где отсутствуют насекомые, опыляющие их.
Оборудование:
карточки
с изображениями специализированных форм растений и животных.
Порядок
выполнения работы:
1. Рассмотрите выданный вам объект и выявите
наиболее очевидные приспособления, отметьте те факторы среды, которым они
соответствуют.
2. Установите, в чем проявляется относительный
характер приспособлений. Сведения о приспособлениях занесите в таблицу.
Приспособления
|
Факторы
среды, которым соответствуют приспособления
|
Относительный
характер приспособлений
|
3. Сформулируйте объяснение возникновения одного из
выявленных вами приспособлений в форме ответов на следующие вопросы:
- Какому фактору среды соответствует приспособление?
- Если предположить, что предки вида не обладали
указанным приспособлением, жили в других условиях (каких), то какими могли быть
их среда обитания и приспособления к ней?
- Какими могли быть изменения условий среды от
предполагавшихся ранее к современным, какие причины могли вызвать такие
изменения?
- Как новые условия среды могли отразиться на
выживании и размножении особей в популяциях предковых форм?
- Какие мутации могли бы оказаться полезными в
измененных условиях? Какой была судьба обитателей этих мутаций?
- Каким было бы потомство от скрещивания мутантных
форм с типичными? Какой форме отбора оно подвергалось бы и с какими
результатами?
- Какие изменения нормы реакции мутантного признака
происходили бы из поколения в поколение?
По окончании работы сформулируйте Вывод, основываясь на результатах
проделанных опытов. Оформите отчет о проделанной работе.
Литература:
1.
Захаров
В.Б. Общая биология: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений.- М.: Дрофа,
2006.- 352 с.
© Copyright: Наталия Кириллова, 2016
Свидетельство о публикации №216012200696
© Copyright: Наталия Кириллова, 2016
Свидетельство о публикации №216012200696
Комментариев нет:
Отправить комментарий