Все материалы, размещенные на сайте, созданы либо размещены и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено!

пятница, 4 ноября 2016 г.

Лабораторная работа №2



Получение и собирание газов.

Цель: актуализировать знания о некоторых свойствах газообразных веществ; установить отличие газообразных веществ от твердых и жидких; обобщить и систематизировать знания учащихся о способах получения, собирания и распознавания водорода, кислорода, аммиака, углекислого газа.

Вопросы входного контроля:
1. Какие способы получения водорода в лаборатории и в промышленности вам известны? Приведите уравнения реакций получения водорода в лаборатории и в промышленности. Какие условия требуются для протекания этих реакций?
2. Какие вам известны способы получения оксида углерода (IV)?
3. Какие способы собирания газообразных веществ вам известны? Приведите примеры, зарисуйте.

Общие сведения: Так как водород самый легкий газ, его собирают в перевернутый вверх дном сосуд. К отверстию перевернутого вверх дном сосуда подносят зажженную лучину. Раздается глухой хлопок, если водород чистый или «лающий» звук, если водород содержит примеси. Кислород – газ, содержание которого в атмосфере составляет 21%. Кроме кислорода в верхних слоях атмосферы содержится аллотропное видоизменение – озон О3. В лаборатории кислород получают разложением перманганата калия KMnO4 или пероксида водорода H2O2 . Кислород собирают в сосуд вытеснением воздуха, потому что он тяжелее воздуха. Кислород собирают методом вытеснения воды, так как он мало растворим в воде. Углекислый газ или оксид углерода (IV) СО2 – бесцветный, не имеющий запах газ. Он примерно в полтора раза тяжелее воздуха. Растворим в воде. В лаборатории углекислый газ получают действием соляной кислоты на карбонат кальция. Углекислый газ можно распознать по помутнению известковой воды или с помощью горящей лучинки. Так как аммиак легче воздуха, то его следует собирать так же как и водород – в перевернутую вверх дном пробирку. Аммиак можно распознать по характерному запаху. Также аммиак можно распознать по изменению окраски влажной лакмусовой бумажки и по появлению белого дыма при поднесении стеклянной палочки, смоченной в соляной кислоте.

Оборудование: прибор для получения газов, соляная кислота, раствор известковой воды, пробирки.

Порядок выполнения работы: Откройте Виртуальную лабораторию химии, найдите раздел Оборудование химической лаборатории, Приборы для получения и собирания газов.

Опыт 1. Получение оксида углерода (IV).
Соберите прибор, показанный на рисунке, проверьте его на герметичность. Выберите способ проверки прибора на герметичность с помощью ладоней. Если прибор герметичен, прилейте в капельную воронку соляную кислоту. Возьмите пробирку, наполните ее соляной кислотой, газоотводную трубку опустите в пробирку с раствором известковой воды. Приведите прибор в действие, открыв кран капельной воронки и зажим на газоотводной трубке. Что наблюдаете? Напишите уравнение реакции получения оксида углерода (IV). Остановите реакцию, закрыв зажим на газоотводной трубке.

Опыт 2. Проверка полученного водорода на чистоту.
Соберите прибор, показанный на рисунке, проверьте его на герметичность. Выберите способ проверки прибора на герметичность с помощью ладоней. Если прибор герметичен, прилейте в капельную воронку раствор соляной кислоты. На газоотводную трубку наденьте маленькую пробирку, поместив ее вверх дном. Приведите прибор в действие, открыв кран капельной воронки и зажим на газоотводной трубке. Для проверки водорода на чистоту, поднесем пробирку горлышком к горелке. По каким признакам можно судить о чистоте водорода? Напишите уравнение реакции получения водорода. Остановите реакцию, закрыв зажим на газоотводной трубке.

Зарисуйте прибор для получения и собирания газов.

По окончании работы сформулируйте Вывод, основываясь на результатах проделанных опытов. Оформите отчет о проделанной работе.
   
     Литература:
  1.  Химия:  учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений / О.С.Габриэлян, И.Г. Остроумов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.- 336с.
  2. Гольдфарб Я.Л. Сборник задач и упражнений по химии: Учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1984.- 191 с.                                                                   
           3. В.М. Потапов, Г.П. Хомченко Химия.- М.: Высшая школа,- 1985.



Комментариев нет:

Отправить комментарий