Все материалы, размещенные на сайте, созданы либо размещены и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено!

Тема 1.3 Внутренняя и внешняя среда организации

Раздел 1. Основы менеджмента
Тема 1.3 Внутренняя и внешняя среда организации
  1. Характеристика внешней среды организации
  2. Характеристика внутренней среды организации

  1. Характеристика внешней среды организации

Организация как открытая система зависит от внешней среды. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания её внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания, развития и сохранности прибыльности.
Внешняя среда характеризуется сложностью, подвижностью и неопределенностью.
Сложность внешней среды определяется числом факторов, на которые организация должна реагировать, а также их вариативностью.
Подвижность внешней среды характеризуется скоростью, с которой происходят изменения факторов окружающей среды.
Неопределенность внешней среды объясняется недостаточностью информации о факторах и ее низкой достоверностью. Чем неопределеннее данные, тем сложнее принимать эффективные управленческие решения.
Факторы внешней среды можно разделить на две основные группы:
  1. Среда прямого воздействия (микросреда, деловая) – это факторы, непосредственно влияющие на деятельность организации и испытывающие на себе прямое влияние организации:
  • Потребители
  • Конкуренты
  • Поставщики
  • Посредники
  • Законодательство и государственное регулирование
  • Профсоюзы
  1. Среда косвенного воздействия (макросреда, фоновая) – это факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного влияния на организацию, но сказываются на ее деятельности в будущем. Организация, планируя свое будущее, должна анализировать и учитывать следующие факторы макросреды:
  • Национальная и международная экономика
  • Политика и политическая система
  • НТП
  • Социально-культурная среда
  • Демография
  • Природно-географическая среда
Изменения внешней среды оказывает сильное влияние на организацию. Это заставляет ее искать способы адаптации к внешним изменениям. Обычно организация сама определяет, какие факторы и в какой степени могут воздействовать на результаты ее деятельности в настоящий период и на перспективу и какие меры необходимо принять для успешного ведения бизнеса.
В современных условиях быстроменяющейся экономической ситуации определяющей характеристикой успешной деятельности организации становиться скорость реагирования на изменения рыночной ситуации. Сегодня побеждает не самый большой и богатый, а самый быстрый.

  1. Характеристика внутренней среды организации

Внутренняя среда организации – это совокупность взаимосвязанных переменных, характеризующих ситуацию внутри организации и влияющих на уровень ее управляемости;
- это совокупность форм и процессов, которые придают организации конкретное присущее только ей лицо
Внутренняя среда организации является результатом ранее принятых управленческих решений.
Основные переменные элементы внутренней среды:
  1. Люди – наиболее важный внутренний фактор любой организации, потому что ее цели достигаются только через людей
  2. Цели – это конкретные, конечные состояния или желаемые результаты, которые хочет добиться организация. Цели объединяют все элементы внутренней среды. Организация создается ради достижения целей.
  3. Задачи – предписанная работа, которая должна быть выполнена установленным способом и в установленные сроки. Для выполнения задачи необходимы конкретная технология и люди определенной профессии
  4. Технология – «это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях» (Льюис Дейвис)
  5. Структура – это логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных подразделений, построенное в такой форме, которая помогает эффективно достичь цели организации
  6. Организационная (корпоративная) культура – совокупность установившихся традиций, ценностей, убеждений, символов, которые определяют стиль управления, методы мотивации, имидж организации. Это история и философия организации, система взаимосвязей с внешней средой, нормы корпоративной этики. Культура и имидж организации очень часто имеют решающее значение для ее успешной деятельности.

Все внутренние переменные организации никогда не рассматриваются отдельно (независимо) друг от друга. Все они взаимосвязаны. Изменения одной из них приводят к изменениям других.

Внешние факторы в совокупности с факторами внутренней среды оказывают решающее воздействие на функционирование организации. Все переменные тесно переплетаются и влияют друг на друга. Менеджер должен уметь анализировать все эти факторы в совокупности, не упуская ни одного из виду, и принимать верное решение.








Внешняя среда характеризуется сложностью, подвижностью и неопределенностью.
Сложность внешней среды определяется числом факторов, на которые организация должна реагировать, а также их вариативностью. Факторы внешней среды характеризуются многими данными, которые принимаются во внимание при выработке управленческих решений.
Подвижность определяется скоростью, с которой изменяются факторы окружающей среды. Наибольшие изменения происходят в отраслях, ориентированных на научно-технический прогресс.
Неопределенность внешней среды объясняется недостаточностью информации о факторах и ее низкой достоверностью. Чем неопределеннее данные, характеризующие факторы внешней среды, тем сложнее принимать эффективные управленческие решения.
Факторы внешней среды организации можно разделить на две группы: прямого и косвенного воздействия. Это облегчает учет степени их влияния на деятельность предприятия (рис. 3.5).
Среда прямого воздействия (микросреда) содержит факторы, которые непосредственно влияют па бизнес и, в свою очередь, испытывают прямое влияние деятельности предприятия. Это прежде всего потребители, конкуренты, поставщики сырья, материалов, комплектующих, коммерческие банки, инфраструктура, необходимая для бизнеса, государственные и муниципальные организации и органы власти, международный фактор.
Среда косвенного воздействия (макросреда) включает факторы, которые могут и не оказывать прямого немедленного воздействия на организацию, но так или иначе влияет на ее работу. Речь идет о состоянии экономики, научно-техническом прогрессе, социально-культурных и политических изменениях в обществе, природно-географических и демографических показателях.
Обычно организация сама определяет, какие факторы и в какой степени могут воздействовать на результаты ее деятельности в настоящий период и на перспективу и какие меры необходимо принять для успешного ведения бизнеса.


Комментариев нет:

Отправить комментарий