Все материалы, размещенные на сайте, созданы либо размещены и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено!

Тема 1.2 Понятие, сущность и признаки организации

Раздел 1. Основы менеджмента
Тема 1.2 Понятие, сущность и основные признаки организации
  1. Организация как основа менеджмента. Характеристика признаков организации
  2. Этапы жизненного цикла организации

  1. Организация как основа менеджмента. Характеристика признаков организации

Организация составляет основу менеджмента. Под организацией понимают предприятие, фирму, учреждение, ведомство и тому подобные объединения.

В менеджменте организация – иерархически организованная группа людей, деятельность которых сознательно планируется, организовывается, мотивируется и контролируется для достижения общих целей.

Объединение людей может считаться организацией при наличии обязательных признаков:
  1. Наличие хотя бы двух человек, которые считают себя частью этой группы
  2. Наличие у этой группы одной или нескольких целей, которые все принимают как общие
  3. Желание работать вместе для достижения общих целей
Менеджмент в основном связан со сложными организациями, которые имеют не одну, а целый набор взаимосвязанных целей.
Организация – это система, представляющая собой некую целостность, состоящую из взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, каждый из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Все хозяйствующие организации являются открытыми системами, в них реализуются три ключевых процесса:
  1. Получение ресурсов из внешней среды
  2. Производство продукта (услуги)
  3. Передача продукта (услуги) во внешнюю среду

Организации отличаются друг от друга масштабами, организационно-правовыми формами, методами и принципами управления, технологиями, но все организации имеют следующие характеристики:
  1. Ресурсы. Все организации используют ресурсы для достижения намеченных целей. Основные ресурсы:
  • Люди (трудовые ресурсы)
  • Сырье, материалы (материальные ресурсы)
  • Техника и технология (основные средства)
  • Финансы
  • Информация
  1. Зависимость от внешней среды. Организации функционируют в определенной внешней среде, которая оказывает влияние на все, что происходит внутри организации
  2. Разделение труда.
Горизонтальное разделение труда (ГТР) – разделение всей работы организации на составляющие в целях специализации работников на выполнение отдельных видов работ (производство, учет, маркетинг, финансы и т.п.). В результате ГРТ образуются подразделения организации (цеха, отделы, службы)
Вертикальное разделение труда (ВТР) - отделение управленческого труда от остального труда. ВРТ образует уровни управления.
Выделяют три уровня управления:
  • низовое звено управления (технический уровень) - бригадир, мастер, начальник смены, начальник небольшого цеха
  • среднее звено (управленческий уровень) – руководители функциональных отделов, служб, начальник крупного цеха
  • высшее звено (институционный уровень) – руководитель организации и его заместители
  1. Необходимость управления. Для реализации поставленных целей работа всех подразделений организации должна быть спланирована и скоординирована, поэтому управление - важная деятельность для организации
Рассмотренные характеристики относятся к формальным организациям.
Формальные организации – это организации, намеренно созданные по воле руководства, которые имеют четко поставленные цели, формализованные правила, структуру, внешние связи. В эту группу входят все организации бизнеса, государственные и международные организации.
В рамках формальных организаций существуют неформальные организации – это группы людей, в которых межличностные и межгрупповые связи не закреплены документально. Эти связи складываются спонтанно по разным признакам: общность профессии, интересов, стремлений, возраст и т.п. Для эффективного управления формальной организацией менеджер должен считаться с наличием неформальных групп, уметь с ними работать, использовать их в интересах организации

  1. Этапы жизненного цикла организации

Под жизненным циклом организации понимается совокупность стадий, которые проходит организация в период своей жизни: создание, рост, зрелость, спад
Стадия создания организации и ее становление – организация регистрируется, уточняет сферу деятельности, определяет цели и стратегии их достижения, разрабатывает организационную структуру, подбирает персонал, закупает оборудование и сырье, организует производство продукции (услуги) и систему управления.
Стадия роста и расширения деятельности организации - организация позиционирует свой товар на рынке, ведет поиск лучших деловых партнеров, завоевывает свою долю рынка, обеспечивает прибыльность работы. Эта стадия характеризуется:
  • Увеличением объема производства и числа сотрудников
  • Разделением труда и ростом специализации
  • Снижением издержек производства
  • Внедрением систем стимулирования и стандартизации работ
Стадия зрелости – организация успешно и эффективно функционирует на основе отработанной технологии, прогрессивных форм и методов управления, активной маркетинговой деятельности, успешно конкурирует на рынке, гибко реагирует на динамику рынка, быстро адаптируется к потребностям покупателей. При таких условиях организация может долгие годы успешно функционировать и развиваться.
Но если организация перестает реагировать на изменения рынка, на требования различных стадий жизненного цикла, то будет неуклонно приближаться к спаду своей деятельности.

Стадия спада – организация снижает деловую активность, падает спрос на ее товар или услуги, возрастает роль цены и качества в конкурентной борьбе, организация не соответствует требованиям внешнего окружения.
Стадия спада может закончиться банкротством и ликвидацией организации.

В этом случае может быть проведен комплекс мероприятий по их предотвращению - санация. Санация – передача функций по управлению делами организации государственному органу или совету кредиторов, которые должны обеспечить ее выживание. Санация может осуществляться двумя методами:
А) организационными - проводятся реорганизация и реструктуризация организации. Разрабатывается план выхода из кризисной ситуации система мероприятий по улучшению управления организацией, по повышению эффективности производства и конкурентоспособности продукции (услуг), повышению производительности труда, снижению издержек, повышению доходов и прибыли, восстановлению платежеспособности и финансовой устойчивости.
Б) финансовыми – выпуск новых акций или облигаций, увеличение банковских кредитов и бюджетных субсидий

В результате санации организация может войти в стадию нового подъема и проживет следующий цикл развития

Если санация не принесла ожидаемых результатов, проводится процедура банкротства и ликвидация организации.



Комментариев нет:

Отправить комментарий