Урок
по теме «Типы экологических взаимодействий организмов»
Предмет: «Экология» |
Интегрирующая цель. Овладев содержанием данного
модуля, вы будете знать, типы
экологических взаимодействий организмов, определения симбиоз, антибиоз,
нейтрализм, будете уметь характеризовать
присущие им особенности, приводить примеры различных типов экологических
взаимодействий организмов.
УЭ-1.
Входной контроль
Ц е л ь. Определить исходный уровень знаний
по темам «Экологические факторы», «Биогеоценозы».Выполните упражнения (работайте в рабочих тетрадях). Примерное время выполнения – 25 минут.
1. Заполните таблицу.
Основные
экологические факторы.
Основные факторы
|
Их характеристика
|
Примеры
|
(6 баллов)
2. Что такое ограничивающий фактор? Приведите пример
ограничивающего фактора для майского жука, зайца-беляка, для обитателей степей
и пустынь (по выбору). (4 балла)
3. Каким образом расширение агроценозов может вызвать
нарушение равновесия, слагавшегося в природе в течение миллионов лет? Какими
способами можно предотвратить этот процесс? (5 баллов)
УЭ-2.
Новая тема.
Ц е л ь: Самостоятельно получить знания о
типах экологических взаимодействий живых организмов; закрепить полученные
знания.
Последовательность действий
1) Запишите в рабочей тетради дату и тему урока.
2) Откройте § 17.4, стр. 546-571 учебника Захаров В.Б.,
Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология.- М.: Дрофа,- 2001. и внимательно прочитайте текст.
3) В тетрадь коротко запишите конспект. Примерное время выполнения – 30 минут.
- определения: симбиоз, антибиоз, квартирантство,
кооперация, паразитизм, хищничество.
- дополните схему: Взаимоотношения между организмами
1. Симбиотические
а)
б)
в)
2. Антибиотические
а)
б)
в)
3.Нейтрализм | |||
УЭ-3.
Повторение и закрепление.
Ц е л ь:
повторение и закрепление знаний по теме урока.
Последовательность действий
Выполните упражнения для закрепления
полученных знаний. Примерное время
выполнения – 30 минут.
1. В Черном море в
определенный период резко возросла численность медуз. Исследования показали,
что вследствие неумеренного отлова здесь сократилось количество рыбы, поедавшей
планктон. Планктоном также питаются медузы. Охарактеризуйте взаимоотношения:
медуза, планктон, рыбы, поедающие планктон.
(5 баллов)
2. Объясните, каким образом в
процессе эволюции могли сформироваться отношения комменсализма? (5 баллов)
3. Какие формы взаимоотношений
между организмами, по вашему мнению, преобладают в пресноводном водоеме и
доминируют во влажном тропическом лесу? (один из вариантов на выбор) (4 балла)
УЭ-4.
Подведение итогов урока
1. Прочитайте еще раз цели
урока.
2. Удалось ли вам
их достичь? В какой степени?
3. Что мешало и что
помогало вашей успешной работе на уроке?
4. Посчитайте количество
набранных вами баллов и поставьте себе оценку за урок.
5. Домашнее задание. § 17.4.
Примерное время выполнения –
5 минут.
Комментариев нет:
Отправить комментарий